Пятница, 03.05.2024, 10:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Моя Колыма | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 41
Статистика
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт

    О СЕБЕ И МОЕЙ КОЛЫМЕ 3

    Деньги в слитках туда, а товары сюда,

    Весь товар упакован в бушлаты,

    Ведь товар есть товар, без следа и суда,

    Без путевки на юг, без оплаты.

    Автор

    Объединение «Северовостокзолото в 1991 году

    Выпуск продукции – 3,7 млрд. руб.

    Основные фонды – 2,1 млрд. руб.

    Численность работающих – 89 100 чел.

    Количество предприятий – 97

    в том числе

    Промышленных – 24

    Геолого-разведочных – 8

    Транспортных – 13

    Дорожных – 9

    Строительных – 14

    Снабженческих – 1

    Торговых – 1

    Институт «Дальстройпрект»

    Институт «ВНИИ»

    Техникумов – 2

    Пансионат «Магадан»

    Санаторий «Талая»

    Прочих – 18

    Совместных предприятий – 3

    Кроме того, старательских артелей – 67

    Продукция: золото, серебро, вольфрам, олово, промывочные приборы, буровые установки, краны, оборудование гидрооттайки, ремонт судов, домостроения, алюминиевые панели, запасные части, электроды, проектирование промышленных предприятий и социальных объектов, научно-исследовательские работы по россыпным и рудным месторождениям, журнал «Колыма».

    Государственный трест «Дальстрой»

    В России, включая СССР, с 1719 года было добыто около 15 тыс. т золота, что составляет около 10% добычи его за всю историю человечества. Четвертую часть российского золота добыли на Северо-Востоке России (Магаданская обл. и Чукотка). И добыла это золото одна структура, что говорит о богатстве тех месторождений золота и уникальности той организации.

    Дальстрой. Характер и методы промышленного освоения Северо-Востока России определялись не столько геополитическими интересами государства в укреплении восточных рубежей страны, сколько потребностью в значительных финансовых средствах в период индустриализации народного хозяйства, а в военные годы принципы подхода к развитию территории соответствовали ее роли, как одного из основных источников гарантий в экономических отношениях с союзниками. Поэтому открытие богатых россыпей в бассейне р. Колыма явилось крупным событием в истории отечественной золотодобычи, а наличие богатых месторождений драгоценных и цветных металлов определили направленность развития региона на долгие годы.

    70 лет назад решением Центрального Комитета ВКП (б) от 11 ноября за подписью И. В. Сталина и Постановлением Совета Труда и Обороны ССР от 13 ноября 1931 года был организован «Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы». Перед трестом «Дальстрой» были поставлена главная задачи по форсированию разведки месторождений золота с целью максимальной его добычи при одновременном создании условий для нормального освоения региона. Не случайно, что за первые 5 лет деятельности Дальстроя 80% капвложений направлялись на нужды транспорта, дорожное строительство и создание энергетической базы.

    В 1932–1936 гг. территория деятельности Дальстроя ограничивалась верхней и средней частями бассейна реки Колымы и Магаданским побережьем площадь около 450 тыс. км2. В 1936 г. на Дальстрой была возложена задача вовлечь в территорию деятельности весь бассейн р. Колымы, часть бассейна реки Индигирки, что увеличивало территорию деятельности до 700 тыс. км2. В 1939 г. Дальстрою были переданы Чаунский и Чукотский районы, а в 1940 г. – бассейн р. Анадырь. В 1941г. в район деятельности Дальстроя были включены: побережье Охотского моря, от Пенжинской губы до Охотска, а по Якутской АССР - полностью бассейн р.Яны. Таким образом, территория деятельности Дальстроя увеличилась до 2,3 млн. км2. В начале 1951 года была уточнена западная граница территории деятельности Дальстроя прошла по правому берегу р. Лены, от арктического побережья до Алдана, далее по Алдану с выходом к Охотскому морю (район Аяна). Таким образом, общая площадь района производственной деятельности Дальстроя достигла 3 млн. км2, что составляло примерно 1/8 часть всей территории Советского Союза.

    За 20 лет деятельности Дальстроя было охвачено геологическим исследованием более 1,7 млн. км2 территории Северо-Востока страны, а на 1.01.1951 г. геологическими исследованиями было занято около 24 тыс. чел. За этот же период было добыто 962 т. золота, олова – 46115 т, вольфрама – 1123 т, кобальта – 252 т. Кроме того, для внутренних нужд Дальстроя добыто около 7 млн. т каменного и бурого угля. Строительство больших и малых поселков, приисков и рудников, электространций и заводов, аэродромов и морских портов – результат большой работы, проделанной Дальстроем по освоению края. Дальстрой создал собственную мощную топливно-энергетическую базу. Так в 1951 г. добыли более 1 млн. т угля, а годовая выработка электроэнергии составила 524 млн. кВт/ч. Решена была, в основном, проблема внутренних транспортных связей территории. Было построено 4500 км всех видов дорог, включая более чем тысячекилометровую автомобильную дорогу Магадан – Усть-Нера. Было создано и при сложных эксплуатационных условиях развивалось судоходство на реках Колыма, Индигирка и Яна. Организованы местные морские перевозки пассажиров и грузов по побережью Охотского моря.

    Коллективу Дальстроя пришлось преодолеть много трудностей при освоении исключительно суровой по климату, огромной по площади и оторванной от основных жизненных центров страны территории. Здесь был накоплен огромный и уникальный опыт по промышленному освоению территории с суровыми климатическими условиями, который использовался в других регионах страны. Были воспитаны закаленные в трудностях кадры, способные выполнить любые задания.

    Организационная структура Дальстроя. Первые пять лет Государственный трест Дальстрой находился в непосредственном подчинении Совета Труда и Обороны СССР. В марте 1938 г. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР этот трест был преобразован в «Главное Управление Строительства Дальнего Севера» и передан Народному Комиссариату внутренних дел СССР. В 1957 г. Дальстрой был реорганизован в Магаданский совнархоз, позднее в союзное, а затем в производственное объединение «Северовостокзолото».

    Главное и Политическое Управления Дальстроя осуществляли руководство производственно-хозяйственной деятельностью, социально-культурной и научной работой. Наряду с этим, в подчинении Главному Управлении находятся исправительно-трудовые лагеря.

    В состав Дальстроя входили: горнопромышленные, геологоразведочные, транспортные, строительные управления, а также государственные тресты «Колымснаб» и «Дальстройснаб», управление морского пароходства, Колымо-Индигирское пароходство, Управление связи, Управление подсобных хозяйств, Управление местных строительных материалов, авиагруппа и санитарное управление. В подчинении Главному Управлению находились Всесоюзной научно-исследовательский институт золота и редких металлов (ВНИИ-1), Управление «Дальстройпроект», издательство «Советская Колыма», отдел гидрометеорологической службы, а также ряд крупных предприятий: завод № 2, авторемонтные заводы в г. Магадане и в пос. Спорном, ремонтный завод горного оборудования, центральные электромеханические мастерские, завод регенерации резины, Завод № 5, механический завод в г. Комсомольске, Учебный комбинат, Магаданский горно-геологический техникум и другие.

    Геологоразведочные работы и добыча золота.

    Геологическими исследованиями было установлено наличие на территории Дальстроя, кроме золота, олова, вольфрама и кобальта – крупных запасов железной руды, свинца, цинка, серебра, молибдена, мышьяка, сурьмы, ртути, марганца, а из числа нерудных ископаемых – каменных и бурых углей, известняка, доломита, гипса, огнеупоров, кварцитов и целого ряда других видов промышленного сырья.

    В течение первых лет своей деятельности трест выполнил главную задачу: уже в 1937 г. дал примерно столько же золота, сколько тресты «Запсибзолото», «Лензолото», «Балейзолото», и «Якутзолото» вместе взятые, а в дальнейшем Колыма обеспечивала от 25% до 50% добычи золота в стране. Только за четыре военных года Дальстрой добыл 290 т золота. Кроме золота и серебра здесь добывали олово, вольфрам, кобальт, ртуть, сурьму, уголь и другие полезные ископаемые.

    Столь значительный уровень золотодобычи был возможен только при наличии мощной геологоразведочной структуры. Во времена «Дальстроя» поисками и разведкой занималось Геологическое управление, которое после ликвидации «Дальстроя» в 1957 г. было преобразовано в Северо-Восточное территориальное геологическое управление (СВТГУ), а затем в Северо-Восточное производственное геологическое объединение (СВПГО), как структура Министерства геологии СССР, просуществовавшее до 1993г.

    Месторождения рудного золота стали осваиваться с 1943 г. В 1945 г. вступили в строй золотоизвлекательные фабрики на базе рудника им. Матросова. В 1946–47 гг. были построены: фабрика им. Белова, небольшая фабрика на месторождении Юглер и к 1951 г. мощность фабрик была доведена в целом по Дальстрою до 2575 т в сутки.

    С 1949 г. Дальстрой начал осваивать дражную разработку золотых россыпей на полигонах Чай-Урьинской и Берелехской долин Западного горнопромышленного управления, где были смонтированы электрические драги с емкостью черпаков 210 литров, а с начала промывочного сезона 1952 г. вступают в эксплуатацию еще три таких же драги на полигонах Омчакской долины Тенькинского управления.

    Наряду с добычей золота, перед Дальстроем ставились задачи по организации добычи необходимых для народного хозяйства цветных металлов. И с 1937 г. начинается добыча олова, в 1947 г. освоена промышленная разработка месторождений кобальта, а в 1948 г. – вольфрама.

    Транспорт и транспортные связи. На протяжении всего периода деятельности Дальстроя морской транспорт являлся важнейшим связующим звеном транспортных коммуникаций территории Дальстроя с центральными районами страны. Завоз грузов на территорию Дальстроя осуществлялся через порт в бухте Нагаева, а также через другие пункты внешнего грузообмена. В начале 50‑х годов порт Нагаева перерабатывал в год около 800 тыс. т, а завоз в арктические порты составлял около 360 тыс. т ежегодно.

    Управление морского пароходства Дальстроя располагает тремя океанскими транспортами – пароходы «Ф. Дзержинский», «Джурма» и теплоход «Советская Латвия» с общей грузоподъемностью в 22,5 тыс. т. Эти транспорты совместно с судами Министерства морского флота осуществляют каботажные перевозки пассажиров и грузов на линиях Находка – Нагаева и Ванино - Нагаева. Кроме того, к порту в бухте Нагаева были приписаны мелкие суда, совершающие местные перевозки между портом Нагаева и портовыми пунктами Охотского побережья. Этот флот состоит из девяти морских буксиров и одной самоходной баржи общей мощностью в 4350 л. с. и из 14 несамоходных морских барж грузоподъемностью в 4,1 тыс. т. Водные пути по рекам Колыма, Индигирка и Яна использовались для грузовых и пассажирских перевозок Дальстроя и имели важное значение для снабжения горных предприятий Янского, Чаун-Чукотского, Зырянского и Индигирского районов, а также предприятий и населенных пунктов, расположенных в зоне этих водных путей. Речные пути используются преимущественно для перевозок грузов, поступающих со стороны Северного морского пути и для внутрибассейновых перевозок леса, угля, местных строительных материалов и грузов геологоразведочных партий. Общая протяженность водных путей, по которым осуществлялось судоходство, достигало 3,7 тыс. км., в т.ч. по р. Колыма и её притокам – 1,7 тыс. км., по р. Индигирке – 1,1 тыс. км. и по р. Яна – 870 км. Колымо-Индигирское и Янское пароходства Дальстроя на начало 50-х годов располагало 103 единицами буксирных и моторных катеров и 185 единицами несамоходного флота, пятью судоремонтными базами и двумя отстойными пунктами.

    Основная масса грузов и пассажиров внутри территории Дальстроя перевозится автомобильным транспортом. В 1940 г. в Дальстрое уже числилось 2945 автомашин, а в 1950 г. парк автомашин возрос до 5336 единиц. В 1933 г. протяженность автодорог Дальстроя составляла 87 км, в 1937 г. – 890 км, в 1941 году – 2207 км, а к концу Отечественной войны достигла уже 3500 километров.

    Существенное место во внутрирайонных транспортных связях на территории Дальстроя занимал и авиационный транспорт. Самолетный парк Дальстроя в 1951г. насчитывал 47 единиц и состоял из самолетов «АН-2», «ПО-2», «ЛИ-2», «ЯК-12», «ИЛ-12». Авиагруппой в 1950 году перевезено 5900 т грузов и 14200 пассажиров.

    Нереализованным до настоящего времени оказался проект развития железнодорожного транспорта Северо-Востока. Развитие узкоколейных железных дорог, как подъездных путей местного значения, началось еще в довоенные годы, когда была построена лесовозная узкоколейная железная дорога для снабжения г. Магадана дровами. В 1938–1939 гг. построена узкоколейная железная дорога Усть-Таскан – Эльген (75 км.) для снабжения Тасканских электростанций углем, а в годы войны – небольшая узкоколейная ветка (5 км.) от угольных шахт до электростанции в районе Аркагалы. В 1939–1940 гг. Дальстройпроектом были начаты изыскания и проектирование узкоколейной железной дороги магистрального значения: бухта Нагаева – Аркагала. К концу Отечественной войны построены первые 54 км этой дороги. В 1950 году было открыто движение поездов до 72 км, а позднее до Палатки (102 км.). Пропускная способность головного участка дороги – 10 пар поездов в сутки, а провозная способность – до 600 тонн грузов в сутки в каждом направлении.

    Энергетика. История развития энергобазы Северо-Востока тесно связана с развитием самой горной промышленности. Начав с 1932 г. свою деятельность, Дальстрой начинал в энергетике с двигателей внутреннего сгорания и локомобилей. Было ясно, что без энергетики нельзя работать. Поступило предложение о строительстве гидростанции на реке Среднекан, и начато строительство гидростанции на реке Котел мощностью 12 тыс. кВт. Однако это строительство было закрыто в 1937 г., так как по тому времени таких значительных капиталовложений не было, а инициаторы стройки чуть не пострадали из-за того, что тратили такие колоссальные деньги. Один из проектировщиков станции на реке Среднекан стал впоследствии автором проекта Колымской ГЭС. В период Отечественной войны рассматривался вопрос о строительстве гидростанции на реке Тенька и ее притоках. Были изысканы створы, и собирались строить электростанцию. Однако и на этот раз не было капвложений. К концу Отечественной войны было ясно, что если не создать надежную энергетику, очень трудно рассчитывать на современную горную промышленность. В 1948 г. развитие энергетики в Дальстрое рассматривала специальная правительственная комиссия. Она наметила строительство ряда станций, в том числе тепловых, АРГЭС, и других, а для стабильности энергетики было предложено создать на базе АРГЭС кольцо высоковольтных сетей звеном которого должна стать электростанция на реке Кюельсиена. Но не удалось осуществить и это строительство из-за недостатка капиталовложений. И только спустя много лет, было принято решение о строительстве Колымской гидростанции мощностью 750 МВт с выработкой электроэнергии 3 млрд. кВтч.

    Труд и кадры. Списочный состав предприятий Дальстроя на конец 1951 г. составлял 240,6 тыс. чел, из них 118,6 тыс. чел или 49,2% – вольнонаемных. На предприятиях горно-промышленных управлений было занято 113 тыс. чел, в геологоразведке 24 тыс. чел., капитальном строительстве 21 тыс. чел, на транспорте 20 тыс. чел. Кроме того, охрана и лагерная обслуга, а также неработающий контингент УИТЛ и Берлага составляет 76,4 тыс. чел, из них вольнонаемных 16,1 тыс. чел. Причем, из общей численности вольнонаемных в 1951 г. 47 тыс. чел составляли освобожденные из заключения люди.

    Специалисты с высшим и средним специальным образованием составляли в 1951 г. 15 тыс. чел, а учебная база Магаданского учебного комбината, шести учебных комбинатов и 36 учебных баз при горных управлениях и на отдельных предприятиях позволяла подготавливать ежегодно более 67 тыс. рабочих массовых профессий и более 8 тыс. руководящих инженерно-технических работников (1950 г.). В филиале Всесоюзного заочного политехнического института обучались 182 работника Дальстроя. Первый выпуск Магаданского горно-геологического техникума, в котором обучалось 853 чел, дал Дальстрою в 1951 г. 41 молодого специалиста, а второй выпуск в 1952 г. уже 130 человек.

    Наука. В 1941 г. в Дальстрое создается Центральная научно-исследовательская лаборатория (ЦНИЛ), а в 1948 г. на ее базе организовывается единственный в стране научно-исследовательский институт золота и редких металлов (ВНИИ-I), который занимался проблемами добычи и обогащения драгоценных металлах в зоне многолетнемерзлых пород. В 1950 г. создается Центральное конструкторское бюро (ЦКБ), которое в 1970 г. входит в состав ВНИИ-I. Магаданские ученые и инженеры проводили научные исследования, разрабатывали технику и технологии ведения горных работ, а на машиностроительных заводах Колымы вели серийное производство оборудования, которое использовалось и в других золотодобывающих регионах страны.

    Совнархоз. В 1957 г. был образован Совет народного хозяйства Магаданского экономического района (Магаданский совнархоз). Председателем совнархоза стал начальник Дальстроя Ю. В. Чугуев, а аппарат управления Дальстроя, реорганизованный в аппарат управления совнархоза, так и располагался в главном здании управления Дальстроя до момента ликвидации совнархозов.

    Целью создания совнархозов было создание организационно-экономических условий для комплексного развития крупных регионов. Как организационная структура Дальстрой практически полностью соответствовал принципам, лежащим в основе создания совнархозов, и для территории последствия изменения в управлении народным хозяйством, связанные с созданием совнархозов, а через несколько лет их ликвидацией с возвратом к отраслевому принципу управления, прошли спокойно.

    После образования Магаданской области Дальстрой передал осуществляемые им ранее функции партийного и административного руководства выборным территориальным партийным и советским органам, став хозяйственной организацией. В регионе полностью изменилась организация общественной жизни. Основные принципы Дальстроя уже не вписывались в меняющуюся политическую и социальную жизнь страны. Дни Дальстроя были сочтены, а он в технико-экономическом докладе о перспективах развития на 1956–1970 гг. планировал перейти в 6‑ой пятилетке на полное использование вольнонаемной рабочей силы, довести количество драг с 8 до 35 единиц, обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию молибденового комбината, свинцово-цинкового комбината, ртутного комбината, титанового комбината, ввод в эксплуатацию приисков «Каральвеем», «Анюйский», «Ичувеем», «Палеваам».

    В 1957 г. в ходе реорганизации структуры управления народным хозяйством страны на территории Магаданской области, площадью свыше 1 млн. 200 тыс. км2, был образован экономический административный район. Для управления экономическим районом был создан Совет народным хозяйством (СНХ). Основной экономической целью создания совнархозов в стране была концентрация управления развитием регионов на местах и устранение межведомственных барьеров как негативных факторов отраслевого (министерского) принципа управления.

    В связи с этим создание совнархоза на территории Магаданской области не имело какого-либо смысла, так как почти вся хозяйственная жизнь на территории осуществлялась в рамках единой многоотраслевой структуры Дальстроя, которая снимала все проблемы оперативного контроля деятельности и какие-либо несогласованные действия по развитию территории. В то же время Дальстрою, на предприятиях которого использовался в основном труд заключенных, с началом ликвидации централизованной лагерной системы все труднее было осуществлять свою деятельность. Это была не только проблема Дальстроя и государство ее решило как всегда быстро, по-революционному.

    Последний начальник Дальстроя – Ю. В. Чугуев стал первым Председателем совнархоза, а аппарат управления Дальстроя, реорганизованный в аппарат управления совнархоза, располагался в главном здании управления Дальстроя. На базе горнопромышленных управлений Дальстроя было создано отраслевое Горное управление совнархоза. Через пять лет Магаданский экономический район был реорганизован в Северо-Восточный, объединивший Магаданскую область и Якутскую АССР. Центром района был Магадан, территория деятельности объединенного совнархоза составляла 4,3 млн. км2 или 1/5 часть территории СССР, а кроме добываемых традиционно золота, олова, вольфрама, угля, добавились алмазы и слюда.

    К началу создания Магаданского совнархоза на Чукотке были открыты богатейшие месторождения золота, олова, вольфрама, цинка, свинца, угля и других полезных ископаемых, но золото не добывалось и основной промышленной продукцией были уголь и олово, которое добывалось на руднике «Валькумей», приисках «Красноармейский», «Куйвивеем» и других. В это время строился Иультинский горнообогатительный комбинат. Но уже в 1958–1959 годах начали добывать золото первые прииски Чукотки.

    Наиболее значимыми событиями в экономическом развитии области в период деятельности совнархоза было начало и бурное развитие золотодобычи на Чукотке, строительство и ввод в эксплуатацию новых предприятий на Чукотке и Колыме, значительный рост выработки и потребления электроэнергии, создание единой системы энергоснабжения колымских районов. Из организационных мероприятий надо отметить преодоление получившей широкое распространение в предшествующие годы «теории затухания» золотой Колымы и увеличение объемов геолого-разведочных работ, концентрация усилий науки и практики по определению задач комплексного развития производительных сил Магаданской области.

    Конечно, преодолеть пессимизм в оценке перспективы золотодобычи на Колыме во многом помогла начавшаяся эксплуатация богатых месторождений на Чукотке, которые были разведаны в предыдущие годы. Совпало так, что первое чукотское золото поступило в первый год деятельности совнархоза. За период деятельности совнархоза добыча золота возросла в 2 раза (без Якутии), но из 32 т прироста, более 20 т или 31,1% от общей добычи золота по Магаданской области дала Чукотка при более низкой его себестоимости, чем на Колыме.

    В годы деятельности Совнархоза завершился один из основных этапов технического перевооружения золотодобывающей отрасли, когда в начале 60‑х годов были полностью механизированы все основные виды работ. А наиболее принципиальные изменения произошли в технологии промывочных работ. Вначале на Колыме при промывке песков применялись бутары и простые разносные шлюзы-американки (до 100–150 м3/сут.), с 1936 г. Стали строить промывочные приборы с длинными деревянными шлюзами глубокого наполнения со шлюзами малого наполнения – подшлюзками (200–500 м3/сут.) с уборкой надгрохотного материала скипами, а позднее ленточными конвейерами. С 1943 г. началось массовое внедрение скрубберно-шлюзовых приборов, а с начала 50-х годов основными на промывке песков становятся передвижные цельнометаллические приборы МПД-4 и МПД-5 суточной производительностью до 500 м3 и до 700 м3.

    С 1959 г. началось массовое применение гидроэлеваторных приборов, которые у многих специалистов получили крайне отрицательную оценку, но низкая трудоемкость при монтаже, высокая производительность и возможность работать длительное время при отрицательных температурах, в конечном итоге привела практически к полному вытеснению этими приборами промывочного оборудования с двухстадиальной схемой обогащения.

    Северовостокзолото. В 1965 г. страна вернулась к отраслевому принципу управления экономикой. Недостатками территориального принципа управления указывались факторы, которые восемь лет тому назад приводились как преимущества реформы. Деятельность совнархозов привела к замкнутости экономик регионов и снижению темпов роста производительности труда. Вновь были созданы отраслевые министерства и в составе министерства цветной металлургии организовано объединение «Северовостокзолото». Проводимые изменения в системе управления экономикой на Северо-Востоке в рамках «Дальстрой – Совнархоз – объединение «Северовостокзолото», хотя и были связаны с принципиальными изменениями в структуре экономики, но, по сути, проходили в рамках одной хозяйственной организации.

    Объединение «Северовостокзолото», как и Дальстрой, было крупнейшим предприятием в стране по добыче золота. В состав объединения входили горнодобывающие геологоразведочные предприятия, машиностроительные заводы, предприятия промышленного и дорожного строительства, транспорта, торговли, сельского хозяйства, научно-исследовательский и проектный институты, техникумы. Практически вся жизнедеятельность на территории Магаданской области, за исключением городов Магадана и Анадыря и некоторых поселений на морском побережье, обеспечивалась предприятиями и организациями объединения. Добыча золота продолжала увеличиваться, что было связано с вводом в эксплуатацию новых богатых месторождений Чукотки, широким внедрением гидромеханизации на промывке песков и массовым применением мощной импортной землеройной техники, высокопроизводительных отечественных экскаваторов, буровых станков, что позволило многократно увеличить объемы вскрышных и промывочных работ.

    Максимальные годовые объемы добычи золота за весь период промышленного освоения Северо-Востока были достигнуты в 1940 и 1974 гг., соответственно 80 т и 83,2 т, при этом в 1974 г. на промывочных и вскрышных работах было переработано в 7,5 раз больше горной массы, чем в 1940 г. Максимальный годовой объем на этих переделах горных работ был достигнут в 1986 г., когда переработали 177 млн. м3. Таких масштабов в разработке россыпных месторождений золота в условиях вечной мерзлоты не знали другие золотодобывающие регионы в нашей стране и за рубежом. Эти цифры говорят о том, что объединение «Северовостокзолото» было одной из крупнейших горнодобывающих компаний в мире.

    До ввода в эксплуатацию Карамкенского (1978) и Дукатского (1980) ГОКов серебро на Северо-Востоке добывали как попутный металл и цену на него устанавливали по затратам на его аффинирование. При этом добывалось серебра до 15 т ежегодно. С вводом в эксплуатацию серебряных месторождений в течение нескольких лет добыча этого металла выросла до 200 т в год.

    Добыча олова на Северо-Востоке началась в 1937 г. на Колыме, а в начале 40-х годов были введены в эксплуатацию рудные месторождения на Чукотке. Максимальные объемы добычи металла были в 70-е годы, но еще в последние годы войны добыча олова велась в сопоставимых с семидесятыми годами объемах.

    Добыча вольфрама началась в 1941 г. на Чукотке в Иультинском районе, а после ввода в эксплуатацию Иультинского ГОКа (1959 г.) производство этого металла в виде концентрата или вольфрамового промпродукта возросло многократно. По производству этих металлов, которые являлись стратегическим сырьем, объединение «Северовостокзолото» было одним из ведущих производителей в СССР.

    С конца 60‑х годов Северо-Восток становится настоящим испытательным полигоном для мощных бульдозерно-рыхлительных агрегатов зарубежных фирм «Катерпиллар», «Комацу», «Фиат-Аллис», «Дрессер» и колесных погрузчиков с большой емкостью ковша. Количество этих машин с мощностью двигателя до 624 л. с. доходит до 400 единиц.

    Существовала практика, когда поставка новых моделей машин осуществлялась после их годичной эксплуатации под наблюдением ученых и инженеров Северовостокзолота и специалистов фирм-изготовителей. По признанию иностранных партнеров такое сотрудничество по эксплуатации машин в экстремальных климатических условиях во многом способствовало совершенствованию конструктивных особенностей горной техники и ее эффективности в работе. Применение этих машин в комплексе с отечественными карьерными экскаваторами и автосамосвалами БЕЛАЗ, станками шарошечного бурения позволило значительно увеличить объемы переработки горной массы и добычу золота.

    В середине 80‑х годов завершился этап комплексной механизации всех работ. Предприятия получают большую финансовую самостоятельность в формировании собственных фондов развития. На приисковых поселках началось быстрое строительство и производственных зданий, жилья и социальных объектов. Начала формироваться современная инфраструктура горных предприятий. Объединение «Северовостокзолото», имея в своем составе новые рудные предприятия, производительную технику и оборудование на россыпной добыче, мощную инфраструктуру, становится современной компанией мирового уровня.

    Но экономика страны стояла на пороге новых революционных изменений. С выходом Закона СССР «О предприятиях» началась очередная компания по реорганизации управления экономикой страны. Вступил в действие Закон «О кооперации в СССР» (26.05.1988 г.), реализация положений которого, особенно право использовать государственное имущество, в течение 2–3 лет уничтожила многие предприятия. Началась игра с выборами руководителей предприятий, изменением уставных документов объединений, когда предприятия, входившие в их состав, становились учредителями объединений, которые фактически были организационным каркасом экономики страны. Все ставилось с ног на голову, когда, не решив вопрос собственности, предприятиям дали самостоятельность. Несопоставимое со своим интеллектуальным потенциалом влияние – приобрели советы трудовых коллективов (СТК), которые просуществовали недолго и выполнили для многих предприятий и их профсоюзных комитетов роль смертельных вирусов.

    Первыми о своей самостоятельности заявили Полярнинский и Билибинский ГОКи. При полной безучастности администрации Магаданской области, при поддержке руководства Чукотского национального округа и Главалмаззолота с 01.01.1992 г. эти два предприятия вышли из состава объединения. Они же фактически были первыми предприятиями, которые прекратили свою деятельность как горно-обогатительные комбинаты. Но гайдаровцы уже писали государственную программу приватизации как законодательную базу по уничтожению экономики страны.

    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024